Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Башкирская гимназия №9 имени Кинзи Арсланова
муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

Рабочие программы начальной школы


  • Башкирский язык

Программаның бурыстарын тормошҡа ашырыу өсөн заманса эш методтарын һәм алымдарын ҡулланырға кәрәк. Дәрестә уҡыусыларға төплө белем нигеҙҙәре, ныҡлы күнекмәләр биреү менән бергә, уларҙың танып белеү эшмәкәрлеген һәм фекерләүен үҫтереүсе, дөйөм үҫешен тәьмин итеүсе алымдар һәм саралар менән файҙаланыу мотлаҡ талап булып тора. Уҡыусылар грамматик ҡағиҙәләрҙе практик эш нигеҙендә аңлап, әүҙем үҙләштерергә, алған белемдәрен аңлата, нигеҙләй, иҫбатлай, ҡуллана белергә тейеш. Уҡыусыларға проект төҙөү методын ҡулланыу ҙа тәҡдим ителә.

Уңышҡа ирешеү өсөн тел дәрестәрен уҡыу дәрестәре менән тығыҙ бәйләп алып барыла.

Мәктәп алдында, шулай уҡ тел дәрестәрендә, ҡуйылған иң төп маҡсат — баланы шәхес итеп үҫтереү.

Яңы стандарттар буйынса уҡыусыларҙа лингвистик (тел), аралашыу (коммуникатив), этнокультура өлкәһенә 6араған (культурологик) компетентлыҡ булдырыу талап ителә.

Программа башланғыс мәктәп уҡыусыларына ки­таптың төрлө мәғлүмәт сығанағы булыуы тураһында төшөнсә бирә. Бында тағы ла китап уҡыусының биб­лиография өлкәһендәге оҫталыҡтарын булдырыу күҙаллана: белешмә буйынса эҙләп ала белеү, айы­рым билдәләренән төрлө типтағы, төрҙәге китаптарҙы табыу һәм улар менән танышыу, уҡыу өсөн тәҡдим ителгән йәки үҙ теләге буйынса китаптарҙы һайлап алып уҡыу. Яңы стандарттар буйынса дөйөм белем биреү мәктәптәренең 1-4 кластары өсөн программа (Мәүлийәрова Ә.Т) «Китап» н1шри1те, 2011

Башланғыс мәктәптә туған телде уҡытыу юғары кластарҙа өйрәнеләсәк тел һәм әҙәбиәт дәрестәренә әҙерлек этабы булып тора. Әгәр уҡыусы туған тел дәрестәрендә башланғыс класта уҡ яҡшы һөҙөм­тәләргә ирешһә, уға өлкән кластарҙа башҡа предмет­тарҙы уңышлы үҙләштереү өсөн ҙур мөмкинселектәр тыуа. Шуға ла башланғыс мәктәптә туған тел дәрес­тәре алдында ҡуйылған мөһим шарттар — уҡыусылар­ҙы тормош менән таныштырып, унда үҙ урынын табырға өйрәтеү; мәктәптә уҡытылған туғандаш әҙә­биәттәр менән сағыштырып, башҡа фәндәр, сәнғәт төрҙәренә бәйле алып барыу; һәр көн һайын арта барған фәнни мәғлүмәтте еткереү; әҙәбиәт һәм сән­ғәттең етеҙ үҫеше аша уҡыусыларҙың танып белеү һәләтлектәрен үҫтереү; уларҙың үҙ аллы белем алыуына, әҙәби китап уҡыуына, уҡылғанды баһалай белеүенә булышлыҡ итеү һәм ижади эшмәкәрлектә­рен әүҙемләштереү бурысы тора. Шулай уҡ йәмғиәт алдында яуаплылыҡ тойған һәм рухи яҡтан ныҡлы бул­ған интеллектуаль шәхес тәрбиәләү бурысы ла мөһим.

  • Русский язык

 Рабочая программа по русскому для 1-4 классов обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Изучение русского языка начального общего образования базового уровня направлено на достижение следующих целей: — познавательная цель подразумевает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; — социокультурная цель — изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитая устная и письменная речь, монологическая и диалогическая речи, навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: 1) развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; 2) освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; 3)овладение учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема; 4) воспитание у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его индивидуальности; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Изучение предмета «Литературное чтение» начального общего образования базового уровня направлено на достижение следующих целей: развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации; приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений; обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру; введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами. Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: освоение общеучебных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге; помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой; воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе; воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений.

Рабочая программа по математике 1-4 классов обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Изучение математики начального общего образования базового уровня направлено на достижение следующих целей: — развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; -освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; — воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Основные задачи данного курса: — обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счет, вычисления, решение задач, измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание и изображение фигур и т.д.); — формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике; развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД; -формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования. Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка к рабочей программе, общая характеристика курса, место курса в учебном плане, планируемые результаты обучения, содержание учебного курса, тематическое планирование, материально техническое обеспечение, контрольно – измерительные материалы, используемая литература.

 Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Изучение окружающего мира начального общего образования базового уровня направлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребенком личного опыта общении с людьми и природой; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества Из целей изучения окружающего мира вытекают следующие задачи: — уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к Новосибирской области, к России, ее природе и культуре, истории; — понимание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нем; — модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; — психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка к рабочей программе, общая характеристика курса, место курса в учебном плане, планируемые результаты обучения, содержание учебного курса, тематическое планирование, материально техническое обеспечение, контрольно – измерительные материалы, используемая литература

  • Изобразительное искусство

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования базового уровня. Изучение предмета «Изобразительного искусства» начального общего образования базового уровня направлено на достижение следующих целей: воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности. Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения: развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества; овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Рабочая программа по технологии для 1-4 классов обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования базового уровня. Изучение предмета «Технология» начального общего образования базового уровня направлено на достижение следующих целей: приобретение личного опыта как основы обучения и познания; приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико- технологическими умениями и проектной деятельностью; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения: духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями; формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других; формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности; развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; формирование на основе овладения культурой проектной деятельности.

  • Музыка

Рабочая программа по музыке для 1-4 классов разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство», соответствует Государственному образовательному стандарту начального общего образования и учебному плану ОУ. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Музыка» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования.

  •  Физическая культура

Рабочая программа по физической культуре разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся и условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств, в соответствии с психологическими, возрастными и другими особенностями обучающихся. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала.

Содержание программы всех учебных предметов представлено следующими разделами: пояснительная записка к рабочей программе, общая характеристика учебного предмета, курса, место учебного предмета в учебном плане, личностнвые, предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, планируемые результаты обучения, содержание учебного курса, тематическое планирование, материально техническое обеспечение.

  • ОРКСЭ

Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.

Основные содержательные модули курса:

  1. Основы православной культуры

  2. Основы исламской культуры

  3. Основы буддийской культуры

  4. Основы иудейской культуры

  5. Основы мировых религиозных культур

  6. Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.   Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации  образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения  ребёнка  того или иного модуля.