Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Башкирская гимназия №9 имени Кинзи Арсланова
муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

Семья и семейные ценности

Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

Я. Л. Сухомлинский           

Как часто мы слышим слово — семья. Семья и общество. Но какое значение мы придаем этим словам. Что значит семья для современного общества? Какие семейные ценности мы оберегаем? Изменились ли они?

Если в 17-19 веках такие понятия, как любовь, семья, дети были незыблемы, то в веке 20 случился легкий крен в сторону свободы отношений. А 21 век принес в отношения и вовсе  легкость и непринужденность.  Общество стало раскованнее и те ценности, которые играли главенствующую роль, перестали таковыми быть. Вспомните слова наших дедушек и бабушек. С какой любовью, с каким трепетом, они говорят нам о своих семейных отношениях. Взаимовыручка, бескорыстие, верность, терпение, почитание старших – вот то, что укрепляло целые семейные династии.  Какие славные традиции были у наших предков. Ужин в кругу родных. Чаепития на природе. 

Семья появилась на заре формирования общества. Союз двух любящих людей скреплялся узами дальнейшей совместной жизни. Появлялись дети, и семья становилась чем-то большим, чем просто союз двух сердец. Это была уже духовная сфера общения, воспитания, обучения, взращивания, становления личностей и характеров. Вырабатывались семейные ценности, которые призывали любить, ценить, уважать друг друга. Опыт передавался из поколений в поколения. Именно поэтому семья так много значит для социума.

Однако в последнее время все чаще звучат слова, что семья, увы! уже не выполняет своей социально-нравственной функции. Она призвана служить опорой, гарантом для развития общества и воспроизведения человечества. Но система семейных ценностей утратила эту опору под давлением индивидуалистических настроений населения развитых стран. Брак стал всего лишь союзом двух людей…

Мы просто обязаны стремиться к возрождению семейного духа. Важно понимать, что без этого тяжело полноценно жить, развиваться, совершенствоваться и просто быть счастливым. Семья – это прекрасно! Это то, что сближает людей, делает чище и разумнее общество, создает морально нравственных и устойчивых  людей. Это не закон, не убеждения, — это стремление к истинным ценностям! Любовь, сближающая людей, дающая энергию, рождающая новые поколения, объединяет их в формации, которые создают свой уникальный и неповторимый мир! Это и есть семья и общество.
 

Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Целенаправленность и эффективность данной работы обеспечиваются  посредством реализации программы «Семейный очаг», в соответствии с которой осуществляется работа по следующим направлениям деятельности:

-диагностика семьи,
-взаимоотношения с родителями обучающихся,
-работа с нестандартными семьями,
-организация полезного досуга.
Цель:  Способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.

Задачи:

  • Изучение семьи путем выявления ее возможностей по воспитанию ребенка.

  • Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

  • Выявление функций взаимодействия педагогического коллектива и родителей.

  • Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.

  • Усиление  роли родителей в жизни школы.

  • Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей. 

  • Организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях обучающихся.

В работе с семьей педагоги руководствуются принципами:

— объективный характер изучения семьи;

— комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;

— выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;

— анализ реальной ситуации;

— двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);

— осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;

— оптимистический подход к семье;

— единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества;

— установление неиспользованных резервов семейного воспитания.